Бытовая коррупция в Российской Федерации
![Бытовая коррупция в Российской Федерации](/assets/gallery_thumbnails/c4/c45cbf392c307561c2ef3d8780a1ebf8.jpg)
Бытовая коррупция в Российской Федерации
Один из видов коррупции, с которым мы постоянно сталкиваемся в повседневной жизни - это бытовая коррупция.
Бытовая коррупция – это явление порождаемая взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство(непотизм).
Бытовая коррупция охватывает широкую сферу (здравоохранение, образование, судопроизводство, различного вида регистрации, военный призыв, личная безопасность и т. п.).
Можно выделить три формы бытовой коррупции:
-«Коррупция выживания» — самое позорное для общества из всех явлений коррупции. Ее основной признак и принцип — «бедный платит всем». Старушка разворачивает платок и отдает за услугу пятьдесят рублей санитарке в больнице, такой же жалкой беднячке.
-«Коррупция комфорта». Это коррупция, участником которой являются по большей части «средние слои» населения. Кому-то нужно получить заграничный паспорт за три дня, а его делают три недели. Кого-то остановил гаишник, а надо быстрее ехать.
-«Коррупция престижа». Это коррупция властных и богатых.
Ущерб, наносимый коррупцией:
—коррупция снижает эффективность работы, как отдельной компании, так и общества в целом (страны, мира), так как вынуждает неэффективно тратить деньги и другие ресурсы;
—коррупция аморальна, формирует особое коррупционное сознание и задает неверные ориентиры для общества;
—коррупция — основа криминальных структур;
—коррупция делает управление на всех уровнях неэффективным, искажает властные отношения, так как «отбор кадров» осуществляется не по деловым качествам, а по умению встроиться в систему коррупционных связей;
—коррупция снижает авторитет власти, способствует падению доверия к власти со стороны граждан;
—в результате высокого уровня коррупционности всех сфер общественной жизни падает авторитет страны на международной арене;
—в угоду отдельным личностям губится наше общее достояние и достояние потомков;
—главной жертвой коррупции, несущей основное бремя совокупного ущерба от коррупции, становятся граждане государства (например, повышаются цены за счёт коррупционных «накладных расходов»);
—коррупция подстегивает перераспределение средств в пользу узких групп за счет наиболее уязвимых слоев населения; закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство.
В целях минимизации проявлений «бытовой» коррупции в государственных учреждениях РФ, рекомендуется осуществление следующих мероприятий:
—максимальное исключение личного общения чиновников и граждан путем использования электронных форм документов (предоставление государственных услуг в электронном виде, по принципу «одного окна», через многофункциональные центры);
—размещение в каждом государственном учреждении РФинформационных стендов о возможности получения государственных услуг в электронном виде, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, через портал государственных и муниципальных услуг;
—использование предварительной записи на сдачу и получение документов в целях ликвидации очередей;
—проведения оценки качества предоставления государственных услуг при оценке выполнениягосударственным учреждением государственного задания проверка организации работы муниципальных учреждений и организаций, оказывающих муниципальные услуги населению, в целях устранения имеющихся недостатков;
—оборудование помещений учреждения и обучение работников учреждения в целях строгого соблюдения административных регламентов исполнения государственной функции(предоставления государственной услуги), в особенности в отношении срока исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги), а также сроков исполнения отдельных административных процедур и административных действий в рамках исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги);
—проведение правовой и антикоррупционной экспертизы локальных правовых актов учреждения, влияющих на права и интересы граждан, в том числе устанавливающих тарифы на оказание учреждением услуг;
—ротация кадров в государственных органах и подведомственных государственных учреждениях;
—совершенствование подбора и расстановки кадров в аппаратах управления государственных учреждений;
—проведение для всех работников периодических обучающих семинаров по проблемам коррупции, профессиональной этике и предотвращению возникновения конфликта интересов для работников государственных учреждений;
—проведение занятий с вновь принятыми в учреждение работниками по вопросам трудовойдисциплины, этики поведения, возникновения конфликта интересов, ответственности за совершение трудовой дисциплины;
—разработка Кодексов профессиональной этики работников государственных учреждений, а также локальных актов учреждений по предотвращению конфликта интересов, исходя из возможных в соответствующей сфере деятельности коррупционно опасных ситуаций;
—осуществление повышенного контроля за представляемыми госслужащих сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
—развитие механизмов независимой общественной экспертизы решений, принимаемых органами гос. власти в отношении деятельности подведомственных гос. учреждений, в том числе путем привлечения общественных советов, созданных при государственных органах;
—обеспечение надлежащей открытости и прозрачности бюджетного процесса и бюджетной информации (информирование заявителей и посетителей государственных учреждений о выработке и приоритетах бюджетной политики, выполнении целевых программ, контроль заисполнением бюджета в пределах информации, касающейся конкретного государственного учреждения);
—осуществление обобщения и экспертизы поступивших вгос. учреждения обращений граждан и организаций на наличие сведений о фактах коррупции со стороны работников учреждений; размещение в помещении для посетителей учреждения ящика для приема таких сообщений;
-пропагандирование нетерпимости к любым формам коррупции посредством проведения круглых столов в образовательных организациях с представителями общественности, средств массовой информации и правоохранительных органов, а также иных форм воздействия на население;
-активизация антикоррупционного правового просвещения граждан (распространениебесплатных книжек-памяток с разъяснением основных коррупционных понятий и описанием методов и форм реагирования на наиболее часто встречающиеся виды коррупционных действий со стороны работников государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления);
-введение антикоррупционных передач на теле- и радиоканалах; информирующих население о деятельности государственных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления в области противодействия коррупции, порядке направления сообщений о проявлениях бытовой коррупции;
-проведение на постоянной основе взаимодействия с общественными организациями, которыемогут проводить независимые опросы общественного мнения, различные исследования по изучениюкоррупции и механизмов противодействия ей в государственных учреждениях;
-внедрение в практику органов гос. власти проведенияантикоррупционных семинаров, форумов с участием правоохранительных органов, общественныхорганизаций;
-совершенствование информационного взаимодействия гос. органов, с правоохранительными органами, в том числе припоступлении жалобы на подчиненного сотрудника о коррупционных нарушениях, установлении подобных обстоятельств при проведении служебных проверок;
-воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений;
-незамедлительно информировать непосредственного руководителя, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство учреждения о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений, а также, совершения коррупционных правонарушений другими работниками учреждения или иными лицами;
В целях обеспечения эффективного исполнения возложенных на работников обязанностей необходимо четко регламентировать процедуры их соблюдения. Так, в частности, порядок уведомления работодателя о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершениякоррупционных правонарушений следует закрепить в локальном нормативном акте учреждения.
В данном документе необходимо предусмотреть каналы и формы представления уведомлений, порядок их регистрации и сроки рассмотрения, а также меры, направленные на обеспечение конфиденциальности полученных сведений и защиты лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях.