Цветовая гамма
Размер шрифта
Изображения

Памятка для предпринимателей по антикоррупции

16 июня 2025, 12:07
Памятка для предпринимателей по антикоррупции

Памятка для предпринимателей по антикоррупции

Основные правила, которые нужно знать предпринимателю:

Коррупция по Закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ — это:

-злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

-совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Все организации, независимо от отраслевой принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы, обязаны принимать меры по противодействию коррупции. Это закреплено в ст. 13.3 273-ФЗ.

В этих целях компании разрабатывают и реализуют антикоррупционную политику — систему принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений. Ее содержание организации определяют самостоятельно на основе нормативных требований, а также методических рекомендаций Минтруда России.

Какие меры по предупреждению коррупции можно использовать:

-Назначить специалистов или создать отдельное подразделение, которые будут отвечать в компании за профилактику и противодействие коррупции.

-Наладить взаимодействие с правоохранительными органами. Определить понятный и доступный порядок информирования их о возможных правонарушениях.

-Разработать и внедрить прозрачные стандарты и процедуры, исключающие проявления коррупции.

-Принять Кодекс этики и служебного поведения сотрудников.

-Предотвращать и урегулировать конфликт интересов.

-Не допускать составление недостоверной отчетности и использование подложных документов.

Генпрокуратура рекомендует принимать антикоррупционную политику как локальный нормативный акт. То есть с учетом мотивированного мнения профсоюза в порядке ст. 372 ТК РФ. Так в профилактику коррупции будет вовлечен и представительный орган работников.

Типовые нарушения, которые допускают компании, как раз связаны с невыполнением требований ст. 13.3 273-ФЗ:

-Предприниматели не разрабатывают локальные нормативные акты по антикоррупции либо не учитывают в них требования действующего законодательства. Иногда работодатели злоупотребляют административным ресурсом и включают в них нормы, нарушающие права работников. Например, сотрудников обязывают сообщать о всех случаях правонарушений, но не определяют порядок — о чем, куда и как сообщать.

-Компании не сообщают в правоохранительные органы о выявленных фактах хищений или злоупотреблений должностным положением.

-Предприниматели не обеспечивают прозрачность закупочных процедур.

-Не принимают меры по выявлению и урегулированию конфликта интересов.

Что можно включить в трудовой договор работника:

В трудовой договор нельзя включать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с законодательными нормами. Это, например, обязанности сотрудников частных компаний заполнять справки о доходах и расходах на себя и членов своей семьи.

Так по ст. 349.1 Трудового кодекса сообщать работодателю о своем имущественном положении, а также личной заинтересованности и возможном конфликте интересов должны только работники госкорпораций, публично-правовых компаний и госкомпаний. За невыполнение этой обязанности их можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Действующее законодательство не содержит аналогичных норм для работников частных организаций.

Однако в трудовой договор сотрудника негосударственной компании можно включить обязанности:

-воздерживаться от поведения, которое может расцениваться окружающими как готовность к совершению коррупционного правонарушения;

-информировать непосредственного руководителя о случаях склонения к противоправным действиям;

-сообщать о ставших известными работнику случаях коррупционных правонарушений.

Они следуют из общей обязанности всех сотрудников воздерживаться от противоправного поведения.

Кто должен не допускать конфликт интересов:

Конфликт интересов (КИ) — ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Здесь нужно понимать, что обязанность не допускать и урегулировать КИ возложена не на всех работников, а только на перечисленных в ст. 11.1 273-ФЗ, ст. 349.1, ст. 349.2 ТК РФ сотрудников организаций:

-Центробанка РФ;

-государственных корпораций, публично‐правовых компаний, иных организаций, создаваемых РФ на основании федеральных законов;

-организаций, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

-ПФР, ФОМС, ФСС;

-фондов и иных организаций, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами организаций, нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

Также отдельными нормативными актами обязанности по урегулированию конфликта интересов могут возлагаться на работников других организаций:

-Во-первых, это представители заказчика и исполнителя при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ. Они не могут быть связаны между собой родственными узами или коммерческими интересами.

-Во-вторых, это медицинские и фармацевтические работники по Закону № 323-ФЗ. Им также вменяется в обязанность сообщать о личной заинтересованности и урегулировать конфликт интересов.

-В-третьих, это аудиторы. По Закону № 307-ФЗ они должны быть независимыми, поскольку их личная заинтересованность или связь с заказчиком может привести к искажению фактов в отчетности.

Как принимать на работу бывших госслужащих:

Любая компания может выступать как работодатель для бывших государственных и муниципальных служащих. Работодатель в течение 10 дней после заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим сообщает об этом представителю нанимателя по последнему месту службы кандидата. Порядок информирования установлен Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

За неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность по ст. 19.29 КоАП РФ. Штраф для юридического лица в ноябре 2022 года составит от 100 000 рублей до 500 000 рублей.